Чеченские народные хиджабы
На формирование культуры одежды оказывала влияние как вайнахская этика, так и традиции ремесел, и конечно климатические особенности. Традиционные чеченские хиджабы были неотъемлемой стороной культуры, и конечно в их истории нашли отражение как традиции, так и обычаи народа, все его развитие и художественный вкус.
История одежды
Традиционная уникальная одежда существует очень давно, если верить картинкам и описаниям, но восстановить его внешний вид и особенности удалось только до XVI века. Дело в том, что рисунки в отличие от тканей из склепов, не дают полного представления об особенностях создания, видах ткани и кроя одежды и хиджабов, что чеченским исследователям интереснее всего.
Судя по всему, ткани, использовавшиеся для одежды, изначально были грубыми – шерсть и мало обработанные ткани из технических культур. Только в XVI веке чеченцы превратили одежду и хиджаб из простого требования религии и климата в настоящее произведение искусства, начав создавать шелковые ткани. Богатые жители одевались в привозные ткани – для одеяний использовали персидские ткани и шелка, доставленные из Византии, но больше всего было среднеазиатских тканей, более тонких чем местные. Обязательно украшали голову и уши женщины огромным количеством драгоценностей, в том числе и серег в невероятном количестве – по словам исследователей, это скорее всего отпечаток древних языческих традиций, что хоть и перестали быть религиозными, оказались слишком красивыми, чтобы от них отказываться.
Появление хиджаба
По традиции в исламе женщина не имеет права показывать волосы, и вайнахская этика, что сформировалась еще до прихода новой религии, имела такие же воззрения. В древности девушки предпочитали носить головные уборы в виде шапочек, расшитых бисером. Потом появилось нечто вроде хиджаба. Правда чеченская чухта это не совсем платок для всей головы – скорее просто «чехол» для кос, поверх которого принято накидывать шаль, и традиция его ношения еще распространена в горных районах, где вайнахская этика не испытала влияния мусульманской традиции других стран.
Кстати было и время, когда ни хиджаба ни шали не было принято носить – во времена господства хазарского каганата традицию прятать волосы правители активно запрещали. Сегодня отсутствие воспитания в традиционной вайнахской этике заставляет молодежь воспринимать другие традиции – в том числе и надевать короткие юбки, и прятать лица, и то и то не было принято в культуре. С точки зрения исследователей, вайнахская традиция достойна того, чтобы возрождать ее, а не смотреть на навязываемые правила, с востока или с запада.
|