Традиционный костюм по странам и регионам:


Ткань для одежды в технике икат

Техника икат – это тканое изделие с нанесенным на него особым узором. Эта техника распространилась по Центральной Азии в XIX веке. В Таджикистане и Узбекистане икат был высочайшим проявлением искусства красильщика тканей, обязательной принадлежностью в тех домах, которые могли себе позволить такую роскошь. Изделия, выполненные в технике икат, являлись дорогим подарком, который можно преподнести и близкому человеку, и занимающему высокий статус.

Престижностью тканых изделий, выполненных в технике икат, является сложная и трудоемкая ручная работа. Особенность иката состоит в том, что цвета и узоры наносят на нити еще до того, как начинают ткать материал. По мере того как появляется изделие начинает проявляться рисунок. Каждая нить прокрашивается до трех раз. Основные цвета, которые используются в технике икат, это красный, синий и желтый. Перед каждой стадией окраски мастер укрывает участки нити, которая в данный момент не должна прокрашиваться этим цветом, чтобы нить не впитала в себя ненужный оттенок. Так участки нитей по очереди обвязываются и прокрашиваются в разные цвета. Ткань в технике икат в разных уголках мира имеет различные вариации.

Слово икат произошло от малайзийского «обвязка». Мастера-ткачи, проживающие в Центральной Азии и работающие в технике икат, применяли для ткацкого утка уже прокрашенные и просушенные нити из шелка. Основой для изделия, которая располагается поперек нитей утка, представляет собой гладкий блеклый ситец.

В технике икат работали и в других регионах, но в Центральной Азии икат производили особым способом, по которому ткани получались с более яркими и насыщенными цветами и орнаментом, похожим на драгоценные камни, с четкими границами. Больше нигде в мире умеют создавать подобную ткань.

Старинные города Центральной Азии, которые находятся вдоль Шелкового пути, столетиями славились изготовлением разнообразных качественных ткацких изделий. Основное производство икатов зародилось в Бухаре и распространилось дальше к Самарканду, а потом и Ферганскую долину.

Изделия икат раннего периода отличались быстрыми оттеночными переходами от одной части орнамента к другой, четких границ между фоном и основным узором не существовало. Манера изготовления иката изменилась к середине XIX столетия, когда мастера хорошо освоили технику. В то время они уже могли создавать новые узоры и орнаменты.

Прежние узоры могли повторяться, но не в точности, так как художник и не стояли на месте, а развивались, пробовали что-то новое, не изменяя национальным традициям, но передавая старые узоры по-новому. Они учились импровизировать, добавляя новые элементы в старый орнамент. Мастера стремились передавать сезонное настроение, используя абстракцию на основе привычных рисунков.

Из тканей в технике икат шились женские платья, халаты, шальвары. Это была роскошная и дорогая ткань. Иметь халат из этого материала могли позволить себе только люди с высоким достатком. Но даже бедные имели в гардеробе хотя бы одну вещь, сшитую из ткани икат.


 
 Главная страница Права на сайт принадлежат: © 2009-2012 Восточный костюм

   

Для связи с нами E-mail: nekrut@atnet.ru