Традиционный костюм по странам и регионам:


Горная керамика Таджикистана

Когда-то в древности была придумана техника изготовления посуды из глины – лепная керамика. Сосуд лепили из комка глины руками, не применяя гончарный круг. Глину размягчали, добавляя в нее воду, потом ее мяли и выдавливали до получения нужной формы. Эту технику и сегодня применяют мастера горных районов Таджикистана. Выполненное вручную изделие, украшается рельефным, очень простым орнаментом и покрывается ангобом.

Данные керамические изделия архаичны, их формы примитивны и монументальны. Делается такая керамика не для продажи, а для использования в быту. Изготовлением подобных глиняных изделий занимаются только женщины, создавая керамические сосуды для молочных продуктов, кувшины, миски для зерна, рукомойники.

Посуда из Даштиджума

Глиняная посуда из селения Даштиджума (Кулябский район) отличается тяжеловесностью форм. Здесь изготавливают, в основном, низкие приземистые сосуды с широким горлом и круглыми короткими ручками по бокам, горшки и мелкие миски. Все предметы имеют строгую форму, которая удобна для пользования в быту. Рисунки, которыми разукрашена посуда – простые геометрические фигуры. Наносятся они на изделие самодельной краской, изготовленной из коричневой и красной глины. Эти простые узоры гармонично смотрятся на таких же простых изделиях, от которых веет древностью. Все здесь, и даже посуда, подчинено простым и суровым условиям жизни в горной местности, нет ничего лишнего, только все самое необходимое.

Как изготавливается керамика

Процесс изготовления горной керамики Таджикистана достаточно примитивен. Все происходит во дворе дома. Женщина устраивается на кошме, берет комок глины нужной величины и начинает ее мять. Через несколько минут в ее руках возникают первые детали будущей посуды, которая рождается прямо у вас на глазах. Появляется основание предмета, потом горловина, если это кувшин или сосуд, а затем и ручки. Мастерица ловко прикрепляет детали одну к другой, разравнивает швы и разглаживает все неровности, доводя форму до нужной. Весь этот процесс похож на детскую лепку из пластилина. Опытная мастерица делает глиняный горшок за 15 минут. Готовое изделие кладут на солнце для высыхания, потом обжигают на костре, который разводят здесь же во дворе.

После того как изделие остынет, мастерица начинает его разукрашивать. Для этого берутся длинные прутики, обмотанные ватой, которые окунают в раствор железистой глины (темная жидкость). После того как краска высохнет, проявляется ее истинный цвет, как правило, темно-красный. Это уже готовое изделие.

Лепная керамика Таджикистана своей простотой и примитивностью, естественной архаичностью привлекает внимание дизайнеров и художников. Подобные изделия сегодня можно найти только в некоторых музеях, которые успели приобрести предметы быта керамисток из Калаи-Хумба, Даштиджума, Гумбулака. Уже сегодня данный промысел редко можно встретить в таджикских селениях, и становится тревожно, что современный прагматизм и наш современный ритм может совсем уничтожить эту по-детски наивное искусство.


 
 Главная страница Права на сайт принадлежат: © 2009-2012 Восточный костюм

   

Для связи с нами E-mail: nekrut@atnet.ru