Феска и тюрбан: история развития
Пророк Мухаммед в своей повседневной жизни носил шапочку-тюбетейку и тюрбан с шапочкой по отдельности. В целом, арабы начали надевать тюрбаны еще до появления ислама. Однако в дальнейшем в глазах мусульманского народа чалма или тюрбан стали ассоциироваться с исламской верой. Нередко арабы говорили, что разница между мусульманами и остальным народом – в чалме, повязанной на тюбетейке.
Таким образом не случайно для турецких солдат, которые поголовно пребывали в исламской религии, феска считалась неприемлемой. Однако в древности тюрбан отличал людей со статусом и высоким положением.
Особенности одежды и головных уборов
После захвата Константинополя в восточных странах были установлены новые правила, по которым представители военной и гражданской службы должны были выделяться своей формой. Цвет и крой облачений были регламентированы и сохранялись с незначительными изменениями до девятнадцатого века. Таким образом, высокопоставленные военные носили чалмы разных цветов, накрученные на фетровые шапки. А богословы оборачивали тюбетейку, расшитую золотом, длинным полотном идеально белого муслина – так, тюрбан получался более плотным.
Городские жители наряжались в более пестрые и яркие одежды, на головах всегда были белоснежные тюрбаны. Представители духовенства всегда носили темные платья. Из толпы выделялись роскошные кафтаны, головные уборы, расшитые разноцветными нитями.
Производство фесок
Фески начали поставляться в Турцию из Австро-Венгрии, Франции и Германии. Это стало возможным благодаря изобретению анилиновых синтетических красителей. Но в начале прошлого столетия, когда к Австро-Венгрии присоединилась Босния, турки перестали принимать австрийские товары, и фески в том числе. Многие турецкие граждане надевали белые фески, которые производились в Малой Азии и в Бурсе, только чтобы не носить головных уборов, изготовленных в Австрии.
Австрийские купцы потерпели серьезные убытки, когда турки перестали закупать у них товары.
Распространение фесок
Феска сама по себе способствовала увеличению равенства в одежде среди самих арабов и иноверцев, которым также разрешалось надевать фески, в отличие от тюрбанов. Таким образом, этот головной убор распространился по всей османской территории, в том числе и в практически независимом Египте.
Албанские военные надевали белые фески – данная часть формы в Албании просуществовала до начала десятых годов прошлого века, пока в империи не была введена военная форма с пробковым шлемом вместо тряпочного головного убора.
Следует сказать, что феска не была практичной частью гардероба для армии – она не защищала от солнца лицо и была заметной для противников. Однако для ряда мусульманских войск западных стран феска до середины двадцатого века считалась обязательной частью военной формы. Ее носили африканцы, ливийцы, сомалийцы и другие народы.
|