Китайские печати
История печатей
В Китае существует четыре основных вида искусства – этопоэзия, живопись, каллиграфия и изготовление печатей. Издавнапечати в Китае именовались чжан или инь чжан, многие из которых являлись знаком власти. В 221 году императору Цинь Ши Хуан удалось объединить разделенные враждующие китайские земли. Тогда он приказал изготовить для него императорскую печать из нефрита белого цвета. Эта печать обладала высоким государственным статусом, однако, император решил, что будет использовать ее и в качестве своей личной печати.
Все императорские чиновники тоже имели свои личные печати, которые тоже назывались чжан и инь. Печати чжан делались для чиновников, жалованье которых доходило до двух тысяч даней. Дань в те времена применялся в качестве меры зерна и был равен ста литрам зерна.
Печати инь имели те чиновники, жалованье которых составляло от двухсот до тысячи даней зерна. Все остальные виды печатей являлись личными. Размер печатей должностных лиц равнялся трем кубическим сантиметрам, а размер личных печатей был поменьше.
Производство печатей
Способы изготовления печатей были разными, а сами печати тоже могли быть разной формы и различного размера. Самым распространенным материалом для печатей являлся камень. Другими материалами для печатей служил бамбук, дерево, кость, керамика.
Состоит печать из четырех частей: ручки, платформы (корпуса), лицевой стороны и боковых сторон. Ручку и другие части печати часто украшали резьбой. Самым распространенным мотивом для рисунка были изображения животных, птиц, людей, цветов, природных ландшафтов.
Резьба на лицевой стороне могла быть выполнена в виде каллиграфии – это набор иероглифов, который соответствовал общему стилю печати. Во времена правления династии Хань резьба на печатях была своеобразным изысканным видом искусства.
Применение печатей
Старинные китайские печати - это своеобразное стилизованное представление имени, художника, которое было искусно отгравировано на поверхности из дерева. Часто художники использовали печати вместо своей подписи, чтобы оставить свое имя на картине, на модели каллиграфии, стихотворном тексте, на документе или на письме.
Перед тем как поставить оттиск печать окуналась в специальную чернильную пасту непременно ярко красного цвета. Эту пасту производили из синтетической киновари. Чернильная паста была высокого качества и сохраняла яркий красный цвет длительное время. Хранилась паста в фарфоровых сосудах, ее нужно было периодически перемешивать, чтобы она не затвердела и не загустела. После использования сосуды с чернильной пастой ставили в деревянные ящики для дальнейшего хранения.
И сегодня можно увидеть на работах оттиски печатей многих известных художников, мастеров каллиграфии (Су Дунпо, Хуан Тинцзянь), а также императора Хуэй (династия Сун).
Печати, созданные до н.э. в эпоху властвования династии Хань, а также позже, во времена правления династии Тан считаются национальными сокровищами искусства и культуры Китая.
|