Техника икат в восточном искусстве
Статусные символы Центральной Азии XIX столетия воплощены в великолепных узорах и ярких цветах тканей, выполненных в технике икат.
Искусство и мастерство красильщика
В Узбекистане и Таджикистане с давних времен икат был не просто проявлением большого искусства, а также мастерства красильщика тканей, но и одной из принадлежностей быта. Ткацкие изделия в данной технике были очень дорогими и престижными. Такую ткань можно было преподнести в подарок любому человеку.
Престижность данных ткацких изделий кроется в сложности их изготовления. Дело в том, что узоры и цвета наносят на нити еще до того, как материал начинают ткать. После того как изделие будет выткано, перед взором возникает орнамент.
Как окрашивается пряжа
Каждая нить пряжи отдельно окрашивается и просушивается, наносят краску иногда до трех раз. Главными цветами красителей являются синий, желтый и красный. Каждая прядь обматывается мастером на тех участках, на которые не должна попасть другая краска. Участок, который должен быть красным, обвязывается перед тем, как его окрасят в синий и желтый цвет. Участок пряжи, который должен стать зеленым, сначала окрашивается в желтый цвет, потом этот же участок обвязывается для окраски красным, а затем его развязывают для синего, так как синий и желтый при смешении дают зеленый цвет.
Где применялась техника икат
Ткани, окрашенные данной техникой, производились и в других странах Востока. Слово «икат» произошло с малайского и означает «обвязка». Ткачи, которые делали ткани икат, применяли шелковые нити на ситцевой основе.
Мастерство иката было популярно и других восточных странах, но в Центральной Азии это искусство было особенным. Ткани у мастеров Центральной Азии получались более яркими, цвета были похожи на самоцветы с четкими границами. Нигде в мире больше не умели так ткать.
Города Центральной Азии, которые располагались вдоль северного Шелкового пути, столетиями были известны производством шикарных ткацких изделий. Производство икатов началось в Бухаре, потом распространилось на Самарканд и Ферганскую долину. Своего пика оно достигло в начале XIX века и практически исчезло в советское время – в 20-е и 30-е годы прошлого века.
Отличия узоров
Старинные изделия отличаются тем, что узоры на ткани быстро переходят от одного оттенка к другому и не имеют четких границ между основным орнаментом и фоном.
К середине XIX века манера изготовления иката стала несколько иной, так как ремесленники уже лучше освоили данную технику и начали создавать свои, новые рисунки, повторяя прежние узоры, но уже видоизмененные.
Художники тоже не отставали, они пробовали придумать что-то новое. Следуя старинным образцам, они делали это по-иному. Искусство мастеров иката иногда сравнивают с музыкальными импровизациями: на основе повторения старых узоров, добавляются новые элементы, рождая новый рисунок. Старые мастера старались передавать сезонное настроение, применяя абстрактные фигуры на фоне природных форм.
|